О магистерской диссертации Александра Ефремова, выпускника кафедры социологии и исследователя механизмов социальной адаптации.

Стремительное распространение цифровых технологий влечет за собой не только позитивные последствия, специалисты фиксируют и некоторые проблемы. Одна из них – это все более заметное замещение реального общения виртуальным, неспособным в полной мере компенсировать «живой контакт», и сопровождающие этот процесс сложности социальной адаптации. У студентов ситуация осложняется сугубо молодежными трудностями: недостатком социального опыта, необходимостью найти свое место в новом жизненном пространстве.

Александр Ефремов – магистр кафедры социологии и гуманитарных наук – в своем диссертационном исследовании рассматривает возможности студенческого киноклуба как альтернативы виртуальному общению и способа восполнения его дефицитов: развития эмпатии, критического мышления, осознания собственных эмоций.

Для того, чтобы выявить специфику киноклуба как инструмента социальной адаптации, Александр провел 10 полуструктурированных интервью со студентами – участниками университетского киноклуба и посетил несколько кино-встреч.

Исследование показало, что для просмотров выбираются в основном киноленты дискуссионного характера, затрагивающие социальные проблемы общества – по мнению респондентов, такие произведения и их последующее обсуждение дают возможность посмотреть на проблему с разных сторон и способствуют развитию критического мышления. А предварительное погружение в контекст помогает настроиться на восприятие фильма как отражения социального опыта, лучше понять его мифологическую, символическую и метафорическую основы.

Сами студенты считают, что участие во встречах киноклуба расширяет их кругозор как в глобальном плане, так и в сфере личных отношений. Также участники отмечают особое состояние рефлексивных размышлений, которое продолжается какое-то время после встречи.

Наиболее важным в рамках исследовательской проблематики можно считать подтверждение гипотезы о том, что посткоммуникативный этап кинопросмотра способствует развитию навыков уважительной и конструктивной межличностной коммуникации и ассертивного поведения. Пространство киноклуба воспринимается студентами как безопасное и «неконфликтное» – это дает возможность высказать свое мнение, не навязывая его, научиться воспринимать видение другого. В интервью участники отмечают активное позитивное влияние коммуникативной практики во время обсуждения фильма на процессы повседневного общения, в том числе на учебных занятиях.

Киноклуб может быть эффективным средством социальной адаптации студентов к вузовской среде благодаря синергийному взаимодействию своих компонентов – а также волшебной силе киноискусства! – и действенным инструментом реализации воспитательной политики вуза.