#Диплом_наизнанку: обзор работы бакалавра кафедры социологии и гуманитарных наук Станислава Красновского.

Реклама наполняет нашу повседневную жизнь и оказывает на нас постоянное влияние – неважно, признаем мы это или нет. Важно, что этот факт признают рекламодатели, которые при помощи рекламы мягко принуждают потребителей к покупке определенных товаров и даже формируют ценности, которыми руководствуются покупатели, выстраивая свое потребительское поведение.

Станислав Красновский (руководитель – доцент Марина Король) в своей бакалаврской работе выявляет методы и техники манипуляции потребительским поведением в интернет-рекламе во «ВКонтакте» и Telegram. Для этого он провел контент-анализ 300 рекламных объявлений, размещенных в наиболее крупных по количеству подписчиков сообществах. Оказалось, что в Телеграме методы и техники манипуляции используются в 1,5 раза чаще, чем в ВК!

Первое место по частоте употребления в обеих соцсетях занимает техника «отвлечения внимания» – когда в рекламном объявлении на первый план выставляется информация, не имеющая значения для покупателя, и лишь косвенно связанная с рекламируемым объектом. Основной акцент здесь делается не на прямой продаже товара или услуги, а на привлечении внимания, вызове положительных эмоциях относительно рекламодателя у потенциального клиента. В топ-3 самых используемых методов манипуляции и в ВК, и в Телеграм входит «вживленная оценка»: суть метода заключается в присваивании товару в рекламе такой нематериальной ценности, которой он в действительности не обладает – ведь любую вещь или услугу легче продать, когда она ассоциируется с семейным счастьем, богатством или карьерным успехом. Самый же популярный метод – это «подмена понятий» (когда ты не тратишь деньги на пополнение телефонного счета, а «заправляешь» свой смартфон).

При этом исследование показало, что особенности использования методов и техник манипулирования потребителем в двух социальных сетях совпадает лишь частично – структуры «наборов» наиболее популярных способов воздействия в ВК и Телеграме различается и обусловлена спецификой самих соцсетей.