«Диплом наизнанку»: выпускник ФСГН Иван Якимов анализирует отношение студентов к цифровым инструментам в деятельности музеев.
Цифровизация глубоко проникла во все сферы современной жизни, и музейная деятельность не исключение – почти невозможно представить современный музей или галерею без интерактивных экспозиций, онлайн-экскурсий и аудиогидов. Активная интеграция цифровых технологий помогает музеям сохранить актуальность и привлечь новые поколения посетителей, дает возможности для расширения доступа к культурному наследию, создания новых форм взаимодействия с искусством и повышения образовательного потенциала музеев. Вместе с тем, цифровизация порождает ряд вызовов, например, осмысление влияния на восприятие искусства и характер музейного опыта.
В своем диссертационном исследовании магистрант кафедры социологии Иван Якимов стремится узнать, как цифровизацию музейной среды оценивает студенческая молодежь, которая выросла в эпоху цифровых технологий и для которой виртуальный мир – это органичное продолжение реальности.
Иван провел онлайн-опрос студентов, проживающих в Москве и Московской области, а также контент-анализ отзывов и комментариев на различных интернет-платформах.
В результате исследования оказалось, что студенческая молодёжь демонстрирует высокий уровень осведомленности и готовности к использованию цифровых технологий в художественных музеях – от 40 до 70% опрошенных пользуются мобильными приложениями музеев и аудиогидами, инструментами дополненной и виртуальной реальности. Вместе с тем для молодежи важно непосредственное общение с произведениями искусства – респонденты предпочитают инструменты, которые дают дополнительную информацию и обеспечивают интерактивное взаимодействие с экспозицией, но не подменяют собой живой контакт.
Интересно, что цифровые технологии способны как усиливать эмоциональное восприятие произведений искусства студенческой молодёжью, так и снижать его, в зависимости от типа используемых инструментов и качества цифрового контента. По мнению респондентов, иногда цифровые инструменты могут скорее отвлекать от созерцания произведений искусства и снижать эмоциональную вовлеченность. При этом большинство отмечает, что дополнительные контекст, который дают цифровые технологии, делает образовательные процесс более увлекательным и полным.
Анализ пользовательского опыта показал, что цифровые технологии в музеях оцениваются студентами преимущественно положительно. Интерактивные экраны, аудиогиды и AR уже стали обыденностью. Дискуссии и смешанные отклики возникают при обсуждении VR – это одновременно и одна из наиболее востребованных технологий, она же имеет наибольший процент негативных отзывов.
В целом исследование показало, что эффективность цифровизации выставочной деятельности художественных музеев определяется не только техническими возможностями инструментов, но и их соответствием потребностям и ожиданиям студенческой аудитории, а также качеством разрабатываемого цифрового контента.